Возврат к картеСофийский собор

   Софийский собор. Не­смотря на современное внеконфессиональное предназна­чение храма, его уникальность и культурная значимость за­ставляют нас более подробно остановиться на нем. Древняя София, построенная в середи­не XI в. при помощи византий­ских зодчих, была пятинефным крестово-купольным храмом. История не сохранила для нас имен строителей, но, как предполагают ученые, ими мо­гли быть Микула, Таума, Вориш и Копес, чьи имена нацарапаны на огромном камне, лежавшем в фун­даменте храма рядом со входом.

   В отличие от довольно слож­ных планов киев­ского и новгород­ского соборов, план полоцкого храма вырази­тельно прост. Основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небес­ный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого распо­лагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную апсиду и отделен от основного пространства алтарной пре­градой. В апсиде до настояще­го времени сохранился синтрон - каменная скамья для церковнослужителей. Узорный пол в храме был выложен майоликовыми плитками различ­ных цветов и оттенков, а сте­ны и колонны во всю свою вы­соту были расписаны фреска­ми. Своеобразной была техни­ка кладки стен древнего хра­ма - из природных валунов и тонкого кирпича-плинфы. Каждый второй ряд плинфы как бы утапливался вглубь стены, а образовавшаяся при этом «пазуха» затиралась цемяночным раствором. Поскольку в древности храмы не штука­турили, то получившиеся крас­но-розовые полоски на стенах придавали Софии неповтори­мую красоту при восходе и закате солнца. Фрагменты этой кладки можно и сейчас увидеть в раскрытиях на западной и восточной стенах, сохранившихся с XI вв.

   В середине XVI ст. при ре­конструкции оборонитель­ных сооружений Верхнего замка Софийский собор под­вергся частичной перестрой­ке, в результате которой он приобрел черты храма оборонного типа.

   С 1596 по 1839 г. Софийский собор принадлежал униатам и ими же был восстановлен в облике великолепного барочного храма, после взрыва порохового склада, размещенного в главной святыне города по вар­варскому указанию Петра I. Талантливый архитектор Ян Глаубиц, руководивший строительством в 1738-1750 гг. сознательно включил в композицию нового Собора оставшиеся фрагменты стен апсид древнего храма, чем подчеркивалась преемствен­ность религиозных конфес­сий и единство веры.

   В 1839 г. в Софийском хра­ме состоялся церковный со­бор, где иерархи униатской церкви Беларуси и Украины подписали Соборный акт, по которому униаты присоединя­лись к православию. И пусть сам акт, принятый под жест­ким давлением царских вла­стей, был далеко неоднознач­но воспринят рядовыми священниками и простыми веру­ющими, тот факт, что местом его подписания стал Софийский собор, лишний раз сви­детельствует о его высочай­шем символическом статусе.

   И в наше время изумитель­ный храм, воплотивший луч­шие традиции белорусского барокко XVII-XVIII веков, яв­ляется непреходящим симво­лом тысячелетней истории и богатейших культурных тра­диций Полоцкой земли. Музей истории и архитектуры Софий­ского собора.

Адрес:

Полоцк, ул. Замковая, 1

Телефон:

+375 (214) 42-53-40

ОК
VK
FB
G+
TW