Возврат к картеСофийский собор
Софийский собор. Несмотря на современное внеконфессиональное предназначение храма, его уникальность и культурная значимость заставляют нас более подробно остановиться на нем. Древняя София, построенная в середине XI в. при помощи византийских зодчих, была пятинефным крестово-купольным храмом. История не сохранила для нас имен строителей, но, как предполагают ученые, ими могли быть Микула, Таума, Вориш и Копес, чьи имена нацарапаны на огромном камне, лежавшем в фундаменте храма рядом со входом.
В отличие от довольно сложных планов киевского и новгородского соборов, план полоцкого храма выразительно прост. Основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную апсиду и отделен от основного пространства алтарной преградой. В апсиде до настоящего времени сохранился синтрон - каменная скамья для церковнослужителей. Узорный пол в храме был выложен майоликовыми плитками различных цветов и оттенков, а стены и колонны во всю свою высоту были расписаны фресками. Своеобразной была техника кладки стен древнего храма - из природных валунов и тонкого кирпича-плинфы. Каждый второй ряд плинфы как бы утапливался вглубь стены, а образовавшаяся при этом «пазуха» затиралась цемяночным раствором. Поскольку в древности храмы не штукатурили, то получившиеся красно-розовые полоски на стенах придавали Софии неповторимую красоту при восходе и закате солнца. Фрагменты этой кладки можно и сейчас увидеть в раскрытиях на западной и восточной стенах, сохранившихся с XI вв.
В середине XVI ст. при реконструкции оборонительных сооружений Верхнего замка Софийский собор подвергся частичной перестройке, в результате которой он приобрел черты храма оборонного типа.
С 1596 по 1839 г. Софийский собор принадлежал униатам и ими же был восстановлен в облике великолепного барочного храма, после взрыва порохового склада, размещенного в главной святыне города по варварскому указанию Петра I. Талантливый архитектор Ян Глаубиц, руководивший строительством в 1738-1750 гг. сознательно включил в композицию нового Собора оставшиеся фрагменты стен апсид древнего храма, чем подчеркивалась преемственность религиозных конфессий и единство веры.
В 1839 г. в Софийском храме состоялся церковный собор, где иерархи униатской церкви Беларуси и Украины подписали Соборный акт, по которому униаты присоединялись к православию. И пусть сам акт, принятый под жестким давлением царских властей, был далеко неоднозначно воспринят рядовыми священниками и простыми верующими, тот факт, что местом его подписания стал Софийский собор, лишний раз свидетельствует о его высочайшем символическом статусе.
И в наше время изумительный храм, воплотивший лучшие традиции белорусского барокко XVII-XVIII веков, является непреходящим символом тысячелетней истории и богатейших культурных традиций Полоцкой земли. Музей истории и архитектуры Софийского собора.
Адрес:
Полоцк, ул. Замковая, 1
Телефон:
+375 (214) 42-53-40
-
Арестован бывший мэр Полоцка Владимир Точило
-
Ну и понаписали всякой ерунды в адрес Точило. Я вас разочарую: никому из родственников он протекций и ...
-
-
Мошенники «чистой воды»
-
Мою маму-пенсионерк у также обманули, продав за 300 BYN. Она при разговоре вообще решила, что это ...
-
-
Новые приключения контролера из Новополоцка
-
Шахлину вернули на работу в должности контроллера с июня месяца 2020 года в Новополоцке. ПОЗОР!
-
-
Расписание движения автобусов Новополоцка
-
Расписание не соответствует действительност и. 8-ого маршрута. Обновите.
-
Вообще расписание непонятное! Я тоже здесь в первый раз.
-