Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

   Самый древний белорусский город, центр крупного и богатого княжества, границы которого в конце XI в. достигали Рижского залива, имеет и наиболее давнее архитектурное наследие. Полоцк возводился на месте впадения реки Полоты в Западную Двину и в XI-XIII вв. имел характерную для того времени застройку: расположенные на возвышенностях Верхний замок (детинец), Нижний замок (окружающий город), а также Великий посад вдоль Двины. В Верхнем замке находились Софийский собор (1044-1066), княжеский дворец, жилые постройки. Очевидно, на плоском участке у стен Верхнего замка сформировалась торговая площадь - восточным славянам было свойственно размещать рынок около детинца. В застройку площади входил монастырь Богородицы (конец XI - начало XII в.).

Спасо-Ефросиньевский монастырь   Именно в этот период сложилась схема размещения храмов в черте города, что дало предпосылки последовательному развитию в последующие века. Ее особенность - цепочки культовых зданий вдоль Двины и Полоты, начало которым дал главный храм - Софийский собор. Среди известных храмов на правом берегу Двины - Богородицкая церковь, на левом - монастырь Иоанна Предтечи и Борисоглебский, а вдоль Полоты церковь на северном конце Нижнего замка и Спасо-Ефросиньевский монастырь.

   В XVI в. Полоцк состоял из Верхнего, Нижнего замков и нового района - Заполотья. Таким образом, существовала трехчастная система связанных между собой районов, каждый из которых был окружен деревянными стенами с многочисленными башнями. Большой престол в это время не имел укреплений и, видимо, пришел в упадок. Белорусский краевед и этнограф XIX века М. О. Без-Карнилович на основании исторических документов описал Полоцк XVI в.: «На самом возвышающемся месте рядом с устьем реки Полоты впадающей в Западную Двину, стоял Верхний замок, обнесенный стеной с башнями, среди которых восточная отличалась от других высотой, шириной, а также архитектурой. Место, где разместился Верхний замок, с южной стороны омывала Двина, с западной и северной – река Полота, с восточной примыкал Нижний замок, также обнесенный стенами с башнями. Стены состояли из сколоченных между собой в два ряда деревянных брусьев. В середине Верхнего замка красовался великолепный каменный Софийский собор. Подъемный мост через ров служил сообщением между обоими замками, в них въезжают с двух сторон: со стороны Заполотья по деревянному мосту на полях, с восточной стороны Нижнего замка, куда вела дорога, ведущая из Витебска в Полоцк». До нашего времени хорошо сохранились топографические особенности замковых валов, очертания русла когда-то полноводной Полоты и расположение мостов через нее.

Богоявленский монастырь   В середине XVI в. в Верхнем и Нижнем замках насчитывалось пять улиц и два переулка. Среди общественных зданий называются ратуша с торговыми рядами, четыре гостевых дома, мельница на Полоте, городская баня. Существовали православные Софийский и Петровский монастыри в Верхнем замке и Воскресенский в Нижнем, Сретенский, две Николаевские церкви также на территории замков; Богоявленский монастырь на берегу Двины. Во второй половине XVII в. здесь возведено здание школы, в которой учился и позже преподавал выдающийся общественный и церковный деятель, педагог, писатель и публицист Симеон Полоцкий.

   Среди монастырей в исторических источниках упоминаются бернардинский, заложен в 1498, и деревянный францисканский – 1684 г. В первой половине XVI в. построен один из древнейших в Великом княжестве Литовском кальвинистский собор. Кроме того, в 1580 на острове, что на Западной Двине, заложен иезуитский коллегиум. В XVII в. вблизи Верхнего замка появился новый коллегиум, а старый впоследствии был разрушен.

   Шестнадцатое столетие унаследовало заложенную в предыдущие века схему размещения культовых сооружений вдоль природных просторов Двины и Полоты. Она дополнилась группой храмов на Великом посаде и церковью в Заполотье. При этом значение главной доминанты сохранил Софийский собор. В силуэте городской застройки заметно выделялись укрепления, главным образом крепостные башни с шатровыми завершениями.

   В XVII-XVIII вв. город развивается в восточном направлении вдоль Двины (район Преддвинья), включая территорию Великого посада. В 1654-1663 гг. вокруг Преддвинского посада возведены новые усиленные оборонительные сооружения.

  Во время Северной войны, в 1707 году был составлен план Полоцка, отображающий конфигурацию укреплений, расположение и архитектурный облик основных храмов. Верхний замок, частично Нижний, весь Преддвинский посад и конец Двинского острова окружала линия земляных оборонительных сооружений. Сравнение плана с более поздними графическими документами и современным планом города позволяет точно установить места прежних построек, за свою историю многократно переделанных. Среди них - деревянный иезуитский коллегиум, который стоял там, где во второй половине XVIII в. появился каменный коллегиум; бернардинский монастырь расположен на площади построенного позже доминиканского монастыря; Богоявленская церковь на месте одноименной церкви второй половины XVIII в. Деревянный иезуитский коллегиум стоял на месте кальвинистского сбора, сожженного в 1660 г. Часть зданий коллегиума содержалась также в Верхнем замке, там, где раньше находился православный Петровский монастырь.

   В XVIII в. в городе появилось много новых культовых зданий. На краях холмов, что подступают к левому берегу Полоты, возникли новые храмы, которые отмечали в городском пространстве долину реки: деревянные иезуитские костелы в Верхнем замке и вблизи моста, от которого начинается дорога на Ригу. Группа высотных культовых зданий вдоль Двины включала Софийскую и Богоявленскую церкви, синагогу и францисканский монастырь. Таким образом, доминирующие сооружения обнаруживали в градостроительной композиции особенности рельефа и расположения водных коммуникаций. При этом пространственное значение храмов усилилось в связи с ликвидацией крепостных стен и башен и созданием типичных для того периода более низких земляных укреплений. В конце XVIII в. основная часть городской застройки концентрировалась между Двиной и Полотой, где и сейчас сгруппированы исторически ценные здания. Укрепления Верхнего и Нижнего замков пришли в упадок, однако земляные валы сохранились. С востока город ограничивали остатки крепостного рва. Для прямоугольной сетки улиц, заложенных на плоском рельефе, организующее значение имела Западная Двина. Параллельно ей проходили основные улицы, перпендикулярные направления связывали районы города с рекой. В застройке прямоугольной торговой площади доминировал каменный иезуитский костел святого Стефана, к которому примыкали корпуса коллегиума. Также здесь располагался и доминиканский монастырь.

   Полоцкий историк В.П. Викентьев в своей работе изданной в 1910 предположил, что прямоугольную конфигурацию площадь приобрела во время строительства каменного иезуитского костела. В то же время иезуитами была проложена главная Витебская улица, которая ориентировалась на его фасад. Советский исследователь истории градостроительства Ю.А. Егоров относил создание прямоугольной структуры центральной части Полоцка к середине XVII в., периоду строительства городских укреплений во время войны Московского царства с Речью Посполитой, когда город захватили московиты. В итоге широкомасштабных строительных работ могла появиться правильная планировочная сеть, что было типичным для внутренней территории созданных московских крепостей XVI-XVIII вв.

   Во второй половине XVIII в. силуэт города обогатился за счет увеличения высоты культовых сооружений, усложнения пластики их архитектурных объемов и увеличения количества башен, которые определяли «вертикализм» силуэта. Характерно наличие главного высотного сооружения, которым ранее служил Софийский собор (впоследствии - униатская базилианская церковь). Переделанное в формах позднего барокко здание усилило свою композиционную роль.

   Однако главной доминантой города в этот период становится иезуитский костел, что отразило идеологические устремления католической церкви. В результате первого раздела Речи Посполитой Полоцк вошел в состав Российской империи и на протяжении нескольких десятилетий являлся центром губернии. Проект его регулярной перепланировки утвержден в 1778 г. На первоначальной стадии осуществления в 1793 г. он скорректирован губернским архитектором Иваном Зигфриданом, который разработал «План городу Полоцку как ныне выстроено и выстраивается».

   В общих чертах прямоугольная планировка, существовавшая в XVII-XVIII веках, служила основой для нового плана. Улицы получили строгие прямолинейные очертания, увеличилась их ширина, кварталы приобрели правильную конфигурацию. Городской центр был разделен на административную и торговую части, соответственно чему образовалась симметричная система трех площадей, объединенных тремя парадными проспектами. Площадь перед иезуитским костелом, которая стала административной, сохранила главную роль, ее застройка приобрела ансамблевый характер за счет возведения группы административных и жилых зданий. Две другие площади носили торговое назначение.

   По данным, которые приводит белорусский и русский археолог и краевед XIX в. А.М. Сементовский, и другие источники, можно установить названия улиц. Это Петербургская, либо Рижская (современная улица Фрунзе), Пробойная (Л. Толстого), Спасская (недавно Советская, сейчас?), Витебская, позже Александровская (до недавнего времени проспект К. Маркса теперь пр. Ф. Скорины), Ильинская, или Верхне-Покровская (часть современной ул. Ф. Скорины), Наддвинская (Энгельса), Большая, или Ниже-Покровская (в советское время носила название улицы Ленина, несколько лет назад возвращено историческое название Ниже-Покровская).

   Культовые комплексы Полоцка по своей композиционной, градообразующей роли делятся на три группы, критериями разделения служат размеры (площадь территории, которую занимает комплекс, количество и величина сооружений); место в природном ландшафте и планировочной структуры города; условия зрительного восприятия комплекса.

   К первой группе относились основные ансамбли - иезуитский коллегиум и базилианский монастырь. Коллегиум имел развитую планировку и разнообразное назначение помещений. Кроме храма, он включал несколько трехэтажных, двухэтажных и одноэтажных корпусов. Здания образовывали внутренние дворы. С южной стороны на террасе, обращенной к Двине и ограниченной каменной подпорной стеной, располагался плодовый сад. Базилианский монастырь также занимал большую территорию и включал кроме церкви трехэтажный жилой корпус сложной конфигурации, вспомогательные здания, широкую каменную ограду.

   Комплексы первой группы, хорошо видны с территорий за пределами Полоцка по всем направлениям, с левого берега Двины воспринимались во всем своем великолепии. Особенность обзора этих ансамблей из внутренних городских пространств - длительные видовые перспективы на них, открывающиеся с прилегающих улиц. Например, Витебская улица ориентировалась на иезуитский костел, Верхне-Покровская - на базилианскую церковь. Вторая особенность - возможность многостороннего, почти кругового обзора храма с прилегающих к нему участков, которые имели важное общественное назначение, например с городской площади. Храмы, которые возвышались над малоэтажной жилой застройкой, виднелись из многих мест в городе.

   Для комплексов второй группы характерна небольшая площадь участка, меньшее количество и масштаб зданий - храма и одного-двух монастырских корпусов. Их значение в планировке города соответствовала иерархии комплексов. Например, в отличие от ансамблей первой группы Богоявленский и францисканский монастыри занимали рядовое положение в застройке улицы, доминиканский служил второстепенной доминантой композиции главной площади. Ограниченное восприятие происходило под острыми углами зрения с улиц, на которые здания выходили главными фасадами. Если храмы первой группы завершали видовые перспективы длительных, основных городских магистралей, то здания второй группы чаще запирали короткие второстепенные направления. При этом для таких доминант, как францисканский, Богоявленский и бернардинский монастыри характерно наилучшее восприятие с акватории и противоположных берегов Двины, активная роль в создании панорамы города.

   К комплексу третьей группы относились деревянные иезуитские костелы, другие маломасштабные культовые сооружения, которые существовали в конце XVIII века. Среди более поздних зданий - кирха на Большой улице. Окружающая застройка сжимала эти доминанты и ограничивала их осмотр с центральной части города, зато они иногда хорошо воспринимались с периферийных территорий, например долины реки Полоты.

   На примере Полоцка надо отметить отличительное свойство размещения культовых сооружений, характерное также для других поселений. В плане города просачивались рады из нескольких храмов, которые находились на одной прямой. Условными прямыми линиями можно было соединить большинство высотных зданий, при этом на каждой помещалось не менее трех храмов. В XVIII - первой половине XIX в. это свойство проявилось особенно ярко, причем важной чертой, типичной также для российского градостроительства, являлось незначительное отступление храмов от общей оси в разные стороны. Что при восприятии вдоль нее предотвращало зрительное «наложение» зданий один на один.

   В первой половине XIX в. продолжалось формирование города по проекту перепланировки. В 1812-1820 гг. в зданиях коллегиума находилась иезуитская академия наук. С 1822 коллегиум занимали монахи ордена иезуитов. В 1831-1833 гг. комплекс реконструирует архитектор А. Порто для размещения здесь кадетского корпуса. Костел был переименован в Николаевский собор, а площадь получила название Корпусной, или Парадной. Возведенный в 1850 г. на площади в створе Витебской улице чугунный памятник-обелиск в честь взятия Полоцка русскими войсками во время войны 1812 г. подчеркнул осевую композицию плана центральной части города. Интересно отметить, что сохранился рисунок, на котором изображен Полоцк в день сражения с французскими войсками 25 июля 1812. На втором плане - панорама города, где видны большинство монастырей - бернардинский, базилианский, францисканский, Богоявленский, иезуитский, доминиканский.

   Полоцкая Парадная площадь (современное название Площадь Свободы) является одним из наиболее крупных и монументальных ансамблей в белорусском градостроительстве. Рассмотрим ее малоизвестные архитектурно-художественные свойства, которые сейчас исчезли вместе с утерянной застройкой. Ансамбль сложился в последней четверти XVIII - первой половине XIX в. за относительно короткое время. После присоединения к России в 1772 г. на площади существовали провинциальные учреждения: магистрат с торговыми рядами, канцелярия, соляной магазин, почта и другие, которые не формировали целостной застройки. После создания в 1776 г. Полоцкой губернии новые губернские учреждения в единстве с более ранними культовыми зданиями организовали архитектурный ансамбль. Если в XVII-XVIII вв. площадь имела культовое в сочетании с учебным, торговое и административное назначение, то в последней четверти XVIII в. при потере торговой функции ее роль как административного центра значительно усилилась.

   На северной и южной сторонах площади возведены одинаковые группы из трех общественных зданий. В 1783 г. построен дворец генерал-губернатора и каменные службы при нем, а не позднее 1786 - каменный доминиканский монастырь. Автором перечисленных зданий, за исключением монастыря, является Иван Зигфридан. На восточной стороне площади были возведены также два административных здания с одинаковыми фасадами. Главным зданием площади оставался иезуитский костел, к которому примыкали массивные корпуса коллегиума.

   Последняя четверть XVIII и первая половина XIX в. являются периодами наивысшего развития композиции площади. Единству ансамбля способствовал четкий, в целом симметричный план. Основное пространство площади определялась прямоугольником размером 120х130 м. Иезуитский костел располагался на продольной оси площади, служившей одновременно планировочной осью города. Ориентация главной городской улицы большой протяженности на храм подчеркивала его первостепенное значение в центре и городе в целом.

   За исключением Замкового переулка, улицы, которые примыкали к площади, формировали симметричную структуру. Фасады групп из трех зданий на северной и южной сторонах площади спроектированы строго симметричными и одинаковыми. В общую композицию застройки органично вписались асимметричные элементы - доминиканский монастырь и дворец генерал-губернатора, а также «камерное» пространство парадного двора перед корпусами коллегиума, которые вместили театр, музей, картинную галерею и другие помещения. Использование асимметрии обогащало ансамбль, лишало его однородности при сохранении основной идеи симметрии городского центра.

   Целостность ансамбля во многом обусловлено одинаковой этажностью большинства общественных зданий, общим ритмом крыш, объединением трех зданий в группах между собой глухой оградой. Длительные корпуса на восточной стороне образовывали художественно обоснованный контраст более мелкому решению северной и южной сторон. Горизонтальными элементами, которые зрительно объединяли здания площади, служили карнизы над первыми этажами домов вице-губернатора и губернатора, которые создавали единое целое с карнизом по верху ограждения. Аналогичные карнизы имели дом генерал-губернатора, казенная аптека и административные корпуса восточной стороны.

   В середине XIX в. ансамбль перестраивается. Высокий барочный щит доминиканского костела изменился на лаконичный фронтон. Группы из трех общественных зданий потеряли подчеркнутые оси симметрии, которые ранее образовывались плоским ризалитом и лучковым фронтоном среднего дома, с фасадов исчезла рустовка, которая оживляла стены переливанием света и тени, и они стали почти одинаковы. Окна приобрели рельефные плинтуса, крыши были понижены.

  Следующим шагом в преемственность формирования ансамблевой застройки площади стало размещение обелиска в память войны 1812 г. Монумент был поставлен по тому же принципу, что и храм, на замыкании перспективы главной улицы. Включение нового элемента, который приобрел подчиненную роль по отношению к основной доминанте, не ухудшило, а обогатило, дополнило восприятие костела с главной магистрали.

   Во второй половине XIX и начале XX в. общественный центр расширяется и получает развитие вдоль главной Александровской улицы. Среди основных сооружений следует отметить торговые и жилые здания по этой улице, казарму на территории Верхнего замка, пристройку к Кадетскому корпусу, группу гостиниц на улице Спасской.

   Ряд культовых зданий вдоль Двины дополнился небольшой по масштабу церковью и новой церковью по улице Ильинской, которые не оказывали значительного влияния на силуэт города. Такая градостроительная роль культовых сооружений была типичная для данного исторического периода, несмотря на четкий архитектурно-художественный облик храмов. В это время происходило разрушение либо коренная перестройка важнейших более ранних зданий католической и униатской конфессий. Так, в 1862 полностью разрушен францисканский костел, а на его месте возведен незначительные частные здания. В корпусе доминиканского монастыря содержится городская пожарная служба, а на углу постройки возведена невыразительная по облику смотровая башня, которая исказила ансамбль главной площади. В начале XX в. потерян монументальный комплекс жилых и служебных корпусов базилианского монастыря.

   В 1920-1930-ых гг. в центре города возведены общественные и жилые здания, по своему масштабу и архитектуре фасадов связанные с историческим окружением: кинотеатр «Интернационал» (ныне - «Родина»); жилые дома по улице Энгельса, образовавшие в плане симметричную композицию; четырехэтажный жилой дом по улице Сакко и Ванцетти.

   Целостные кварталы общественной и жилой застройки вдоль трех основных улиц, которые связывали центральные площади, были уничтожены во 2-ю мировую войну во время налетов немецкой и советской авиации на Полоцк. В процессе послевоенной реконструкции это обусловило создание на месте разрушенных кварталов между бывшими Александровской и Ильинской улицами бульвара вдоль проспекта К. Маркса (сейчас Ф. Скориы).

   Новая застройка конца 1940-1950-ых гг. на улицах Л. Толстого, К. Маркса, Свердлова характеризовалась преемственностью по отношению к существующей пространственной структуре центра. Застройка же последующих десятилетий определялась противоположной тенденцией. В 1960-1970-ых гг. на площади Ленина, улицах Ленина и Коммунистической построены пяти и девятиэтажные жилые дома, расположение и архитектурное решение которых противоречит композиционным традициям центральной части города.

   Современные очертания улиц почти полностью соответствуют заложенным в период регулярной перепланировки. Это система параллельных и перпендикулярных Двине направлений. Планировочная сеть, за исключением нескольких улиц, возникших при реконструкции в конце XVIII в., в общих чертах повторяет схему планировки середины XVII в. Нерегулярные очертания сохранили улица и переулок Замковые, трассы которых сейчас те же, что и до перепланировки.

   Иезуитский костел, который существовал в относительно неплохом состоянии после 2-й мировой войны, вместо того, чтобы отреставрировать, в 1964 году взорвали. Это явилось актом вандализма со стороны руководящих советских государственных структур того времени. Улучшение официальных отношений к памятникам культовой архитектуры, развитие теории и практики реконструкции исторических городов не остановили, однако ошибочного строительства в 1976-1979 гг. на месте фундамента взорванного костела немасштабного для исторической среды, неясного по архитектурному решению длинного девятиэтажного жилого дома. Его объем пространственно расчленил исторический центр, перекрыл смотровую ось по направлению с проспекта Ф. Скорины на Софийский собор. Это здание, как и жилая типовая девятиэтажная застройка улицы Ленина, резко дисгармонирует с величественным силуэтом Софийского собора и Богоявленской церкви при восприятии панорамы города с левого берега Двины.

   Среди зданий иезуитского коллегиума потеряны корпуса канвикта, училища, музея и театра, а также служебные корпуса в северной части комплекса и здание иезуитской аптеки с западной стороны.

   Условия обзора Богоявленского монастыря с прилегающей территории значительно ухудшены также в результате строительства рядом с ним пятиэтажного жилого дома, возведенного на месте исторически ценного здания конца XIX - начала XX в. Он отличался своеобразным архитектурным решением с использованием декоративных свойств кирпичной кладки.

   Не восстановлено полностью разрушенные во время войны два административных здания на восточной стороне главной площади, дворец генерал-губернатора и казенная аптека на ее южной стороне, служебный корпус при дворце на улице Ленина. Не существуют сейчас доминиканский монастырь и здание земского суда на северной стороне площади. Потерянный монумент в честь взятия Полоцка русскими войсками в 1812 году (восстановлен в 2010 г.). В измененном виде сохранились только два административных здания на северной стороне площади и три - на южном.

   Надо отметить, что есть реальная функционально-планировочная, научно-реставрационная и материальная возможности полного восстановления большинства перечисленных памятников, участки которых не занят новой капитальной застройкой. Это относится и к разрушенным корпусам базилианского монастыря в Верхнем замке, францисканскому костелу и семинарии Богоявленского монастыря на улице Ленина, бернардинскому костелу в Задвинье.

   Градостроительная история Полоцка свидетельствует о большом уроне культурному наследию, который, в основном, приходятся на период 2-й мировой войны и послевоенную «реконструкцию».

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить

ОК
VK
FB
G+
TW